Малыши и Осень

     Какое замечательное и красивое время года – Осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора!

         Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, удивиться и полюбить – это то, что необходимо нам с самого раннего детства.

        Наши малыши любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они только начинают познавать мир, явления природы. Необходимо показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

         Познакомить с Осенью наших малышей группы «Улыбка» мы решили посредством познавательно-творческого проекта «Малыши и Осень». Проект позволил детям, впервые переступившим порог детского сада, увидеть и понять удивительные и прекрасные моменты осенней погоды, замечать изменения в живой и неживой природе.

Совместная деятельность с детьми проводилась в игровой форме, что помогает формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки, рисовать, лепить.

В процессе работы над данным проектом  мы беседовали с детьми «Что нам осень подарила?»«Осень наступила»«Осенняя погода» с целью расширить представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, раскрыть новое понятие «листопад».  

Наблюдения за деревьями, листопадом, небом, облаками, дождем, первым снегом,  птицами, цветами на клумбе, детсадовским огородом помогают сформировать первые представления об осени как времени года, создать образ, созвучный восприятию ребенка 2-3 лет.

 На занятиях по художественно-эстетическому развитию мы с детьми отражали в рисунках, поделках явления природы, присущие осени. Дети с удовольствием рисовали, лепили на темы: «Листья на траве», «Осенняя лужа»«Вот из тучки дождик, дождик…», «Зернышки для птиц» и др. Детям нравится работать с пластилином. Свои впечатления от наблюдений, бесед, чтения отражали в своих работах «Ежики», «Огурцы», «Яблоки».  Использовали природный материал: семечки для иголок ежика, палочки для яблока и др.

Стимулировать любознательность, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера позволили  игры-эксперименты («Теплый – холодный», «Вертушка», «Ветер – ветерок», «Шуршит – не шуршит», «Узоры из листьев», «Летает – не летает»).   

Через наблюдения за трудом взрослых (воспитателя на участке, дворника на территории детсада, тракториста по благоустройству улиц города)  привлекали внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощряли желание помогать взрослым через поручения «Собери букет из листьев», «Шишки с веточки упали — их ребята все собрали», «Листья подгребаем, в мешок их собираем», «Собираем семена бархатцев».

Созданию положительного эмоционального настроя способствовали музыкально-ритмические игры и упражнения «По лесным дорожкам», «Танец червячков», «Мы – осенние листочки», «Ежики», «Белочка» и др.

Родители приняли участие в выставке поделок из природного материала «Подарки Осени». Наши поделки представлены на детсадовской выставке «Краски Осени». Это коллаж «Осень улыбается» (семья Феди Г.), макет «Жители осеннего леса» (семья Саши Б.), «Шишечное дерево», «Времена года» (семья Вити В.), «Осеннее панно» (семья Димы М.).

Участие родителей в данном проекте позволило установить доверительные и партнёрские отношения, убедить родителей в необходимости  совместной работы с педагогами для эффективности воспитания и развития наших малышей.

Реализация проекта «Малыши и Осень»  способствовала ознакомлению  детей с осенью как временем года, её характерными признаками, с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой. Продолжена работа над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи. Дети получили опыт общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что способствовало успешной адаптации наших малышей к условиям детского сада.